30 июня 1997 года N 93-КЗ ------------------------------------------------------------------ З А К О Н К Р А С Н О Д А Р С К О Г О К Р А Я О НАУКЕ (НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) И РЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Принят Законодательным Собранием Краснодарского края 19 июня 1997 года Настоящий Закон регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ, услуг) на территории Краснодарского края. ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: научная (научно-исследовательская) деятельность (далее- научная деятельность) - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе: - фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды; - прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач; научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы; экспериментальные разработки - деятельность, основанная на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, и направленная на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование; государственная научно-техническая политика - составная часть государственной социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники; региональная научно-техническая политика Краснодарского края - деятельность органов государственной власти Краснодарского края, осуществляемая в интересах развития науки и техники в Краснодарском крае; научный и (или) научно-технический результат - продукт научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе; научная и (или) научно-техническая продукция - научный и (или) научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации; гранты - денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданам и юридическим лицам, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями. Статья 2. Законодательство Краснодарского края о науке (научной деятельности) и научно-технической политике Законодательство Краснодарского края о науке (научной деятельности) и научно-технической политике основывается на Федеральном законе "О науке и государственной научно-технической политике" и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актах Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Краснодарского края. ГЛАВА 2. СУБЪЕКТЫ НАУЧНОЙ И (ИЛИ) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 3. Общие положения субъектах научной и (или) научно- технической деятельности 1.Научная и (или) научно-техническая деятельность в Краснодарском крае осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" и настоящим Законом, физическими лицами - гражданами Российской Федерации, а также иностранными гражданами, лицами без гражданства в пределах прав, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края, и юридическими лицами при условии, если научная и (или) научно-техническая деятельность предусмотрена их учредительными документами. 2.Органы государственной власти Краснодарского края в соответствии с настоящим Законом: гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической деятельности свободу творчества, предоставляя им право выбора направлений и методов проведения научных исследований и экспериментальных разработок; гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической деятельности защиту от недобросовестной конкуренции; признают право на обоснованный риск в научной и (или) научно- технической деятельности; обеспечивают свободу доступа к научной и научно-технической информации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации в отношении государственной, служебной или коммерческой тайны; гарантируют подготовку, повышение квалификации и переподготовку научных работников и специалистов государственных научных организаций; гарантируют финансирование проектов, выполняемых по государственным заказам на краевом уровне. Статья 4. Научный работник, специалист научной организации и работник сферы научного обслуживания. Общественные объединения научных работников 1.Научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью. Правовые основы оценки квалификации научных работников и специалистов организации и критерии этой оценки определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечивается государственной системой аттестации. Результаты аттестации могут быть обжалованы и отменены вышестоящей аттестационной комиссией. В случаях нарушения порядка или критериев оценки квалификации научных работников и специалистов научной организации результаты аттестации могут быть обжалованы и отменены в судебном порядке. 2.Специалистом научной организации (инженерно-техническим работником) является гражданин, имеющий среднее профессиональное или высшее профессиональное образование и способствующий получению научного и (или) научно-технического результата или его реализации. 3.Работником сферы научного обслуживания является гражданин, обеспечивающий создание необходимых условий для научной и (или) научно-технической деятельности в научной организации. 4.Научный работник имеет право на: признание его автором научных и (или) научно-технических результатов и подачу заявок на изобретения и другие результаты интеллектуально деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов от реализации научных и (или) научно-технических результатов, автором которых он является; объективную оценку своей научной и (или) научно-технической деятельности и получение вознаграждений, поощрений, льгот, соответствующих его творческому вкладу; осуществление предпринимательской деятельности в области науки и техники, не запрещенной законодательством Российской Федерации; подачу заявок на участие в научных дискуссиях, конференциях и симпозиумах и иных коллективных обсуждениях; участие в конкурсе на финансирование научных исследований за счет средств соответствующего бюджета, фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации; подачу заявок на участие в международном научном или научно- техническом сотрудничестве (стажировки, командировки, публикации научных и (или) научно-технических результатов за пределами территории Российской Федерации); доступ к информации о научных и (или) научно-технических результатах, если она не содержит сведений, относящихся к государственной, служебной или коммерческой тайне; публикацию в открытой печати научных и (или) научно- технических результатов, если они не содержат сведений, относящихся к государственной, служебной или коммерческой тайне; мотивированный отказ от участия в научных исследованиях, оказывающих негативное воздействие на человека, общество и окружающую природную среду; повышение научной квалификации. 5.Научный работник обязан: осуществлять научную, научно-техническую деятельность и (или) экспериментальные разработки, не нарушая права и свободы человека, не причиняя вреда его жизни и здоровью, а также окружающей природной среде; объективно осуществлять экспертизы представленных ему научных и научно-технических программ и проектов, научных и (или) научно- технических результатов и экспериментальных разработок. 6.Научные работники могут заключать договоры и совместной научной и (или) научно-технической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. 7.Научные работники вправе создавать на добровольной основе общественные объединения (в том числе научные, научно-технические и научно-просветительские общества, общественные академии наук) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об общественных объединениях. Общественные академии наук участвуют в координации научной и (или) научно-технической деятельности и действуют в соответствии со своими уставами и законодательством Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти Краснодарского края могут привлекать на добровольной основе общественные объединения научных работников к подготовке проектов решений в области науки и техники, проведению экспертиз, а также на основе конкурсов к выполнению научных и научно-технических программ и проектов, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета. Статья 5. Научная организация 1.Научной организацией в Краснодарском крае признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации. Научные организации подразделяются на научно-исследовательские организации, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность. 2.Администрация Краснодарского края в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, организует государственную аккредитацию научных организаций, действующих на территории Краснодарского края, и выдает им сведения о государственной аккредитации. В соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, государственная аккредитация научной организации, действующая на территории Краснодарского края, и выдача свидетельства о государственной аккредитации могут быть произведены Правительством Российской Федерации. Свидетельство о государственной аккредитации выдается научной организации, объем научной и (или) научно-технической деятельности которой составляет не менее семидесяти процентов общего объема выполняемых указанной организацией работ уставом которой предусмотрен ученый (научный, технический, научно-технический) совет в качестве одного из органов управления. Свидетельство о государственной аккредитации является основанием для предоставления научной организации льгот на уплату налогов, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации, и других льгот, установленных для научных организаций законодательством Российской Федерации и Краснодарского края. Научной организации, которая имеет уникальное опытно- экспериментальное оборудование, располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации и научная и (или) научно-техническая деятельность которой получила международное признание, Правительство Российской Федерации может присваивать статус государственного научного центра. Отказ в выдаче свидетельства о государственной аккредитации научной организации не может являться препятствием к осуществлению научной и (или) научно-технической деятельности. 3.Научная организация владеет, пользуется и распоряжается имуществом, передаваемым ей учредителями для осуществления деятельности, определенной учредительными документами. Порядок владения, пользования и распоряжения имуществом научной организации определяется законодательством Российской Федерации. 4.Научная организация обязана поддерживать и развивать свою научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную базу, обновлять производственные фонды. 5.Научная организация осуществляет научное и научно- техническое сотрудничество с иностранными юридическими лицами и внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, а также с учетом международных и внешнеэкономических связей Краснодарского края. 6.Научная организация создается, реорганизуется и ликвидируется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. При реорганизации государственной научной организации должно обеспечиваться сохранение технологического единства научной и (или) научно-технической деятельности. Не допускается выделение из состава указанной научной организации опытного, опытно- экспериментального, опытно-учебного, опытно-фармацевтического производства и лечебных баз. Органы исполнительной власти Краснодарского края, учредившие государственную научную организацию, могут выделять средства на возобновление, капитальный и текущий ремонт имущества данной организации и при недостаточности средств у данной организации несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в случае, если государственная научная организация создана в форме учреждения или унитарного предприятия, основанных на праве оперативного управления. 7.За государственными научными организациями закрепляются в бессрочное безвозмездное пользование земельные участки, выделенные в установленном порядке. Статья 6. Академия наук в Краснодарском крае 1.Кубанская академия наук создается, реорганизуется и ликвидируется законом края по представлению главы администрации Краснодарского края. Структура Кубанской академии наук, порядок деятельности и финансирования определяются ее уставом. 2.За Кубанской академией наук, ее научными организациями и организациями научного обслуживания и социальной сферы могут быть закреплены в бессрочное безвозмездное пользование земельные участки, выделяемые в соответствии с установленным в Краснодарском крае порядком. ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯМ И ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАУЧНОЙ И (ИЛИ) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 7. Управление научной и (или) научно-технической деятельностью 1.Управление научной и (или) научно-технической деятельностью в Краснодарском крае осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления. 2.Органы государственной власти Краснодарского края, научные организации и организации научного обслуживания и социальной сферы в пределах своих полномочий определяют соответствующие приоритетные направления развития науки и техники, обеспечивают формирование системы научных организаций, осуществление межотраслевой координации научной и (или) научно-технической деятельности, разработку и реализацию научных и научно-технических программ и проектов, развитие форм интеграции науки и производства, реализацию достижений науки и техники. 3.Управление научной и (или) научно-технической деятельностью осуществляется в пределах, не нарушающих научного творчества. Органы государственной власти Краснодарского края, утверждающие государственные научные организации: утверждают уставы государственных научных организаций; осуществляют контроль за эффективным использованием и сохранностью предоставленного государственным научным организациям имущества; осуществляют другие функции в пределах их полномочий. Руководители государственных научных организаций и научных организаций Кубанской академии наук, а также негосударственных научных организаций назначаются (избираются) в соответствии с законодательством и в порядке, предусмотренном их уставами. 4.Ученые советы государственных научных организаций разрабатывают и утверждают планы научных работ и развития государственных научных организаций гласно, исходя из государственных заданий Российской Федерации и Краснодарского края, профиля государственных научных организаций, их научных и экономических интересов. Статья 8. Договоры (контракты) на создание, передачу и использование научной и (или) научно-технической продукции 1.Основной правовой формой отношений между научной организацией, заказчиком и иными потребителями научной и (или) научно-технической продукции, в том числе органами исполнительной власти Краснодарского края, являются договоры (контракты) на создание, передачу и использование научной и (или) научно-технической продукции, оказание научных, научно-технических, инженерно-консультационных и иных услуг, а также других договоры, в том числе договоры о совместной научной и (или) научно-технической деятельности и распределении прибыли. 2.На основе указанных договоров (контрактов) выполняются научные исследования и экспериментальные разработки для государственных нужд Краснодарского края. В этих случаях договоры (контракты) заключаются между государственным органам Краснодарского края - заказчиком и организацией - исполнителем. Органы исполнительной власти Краснодарского края, учредившие государственные научные организации, вправе устанавливать для государственных научных организаций обязательный государственный заказ на выполнение научных исследований и экспериментальных разработок. 3.Условия владения, пользования и распоряжения научными и (или) научно-техническими результатами определяются законодательством Российской Федерации, а также не противоречащими ему договорами (контрактами) сторон - субъектов научной и (или) научно-технической деятельности и потребителей научной и (или) научно-технической продукции. Статья 9. Информационное обеспечение научной и (или) научно-технической деятельности 1.Субъекты научной и (или) научно-технической деятельности имеют право на обмен информацией, за исключением информации, содержащей сведения, относящиеся к государственной, служебной или коммерческой тайне. 2.Администрация Краснодарского края обеспечивает создание краевых информационных фондов и систем в области науки и техники, осуществляющих сбор, государственную регистрацию, аналитическую обработку, хранение и доведение до потребителей научной и технической информации, содействует научной и научно-технической продукции, приобретению научных журналов, книг, иных печатных изданий о научных и (или) научно-технических результатах за пределами территории Краснодарского края. Администрация Краснодарского края гарантирует субъектам научной и (или) научно-технической деятельности доступ к указанной информации, право на ее приобретение и обеспечивает им доступ в международные информационные фонды и системы в области науки и техники. 3.В случае ликвидации государственных научных организаций, при которых функционируют банки данных и базы данных научной и (или) научно-технической информации, обеспечиваются сохранность указанных банков данных и баз данных и передача их правопреемникам в установленном порядке. Статья 10. Ограничение и лицензирование отдельных видов научной и (или) научно-технической деятельности Администрация Краснодарского края вправе: устанавливать порядок проведения научных исследований и использования научных и (или) научно-технических результатов, которые могут создать угрозу безопасности Краснодарского края, здоровью граждан, окружающей природной среде; лицензировать отдельные виды научной и (или) научно- технической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Краснодарского края; вводить в предусмотренных законодательством Российской Федерации и Краснодарского края случаях ограничения на право использования отдельных научных и (или) научно-технических результатов, распространения на них режим секретности и осуществляя надзор за его соблюдением; вводить сертификационные и метрологические требования в отдельным видам научной и (или) научно-технической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Глава 4. ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Статья 11. Основные цели и принципы региональной научно- технической политики Краснодарского края 1.Основными целями региональной научно-технической политики Краснодарского края являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства и Краснодарского края, реализацию важнейших задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства и края, укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства, упрочнение взаимосвязи науки и образования. 2.Региональная научно-техническая политика Краснодарского края осуществляется исходя из следующих основных принципов: признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производственных сил государства и Краснодарского края; гласность и использование различных форм общественных обсуждений при выборе приоритетных направлений развития науки и техники и экспертизе научных и научно-технических программ и проектов, реализация которых осуществляется на основе конкурсов; гарантии приоритетного развития фундаментальных научных исследований; интеграция научной, научно-технической и образовательной деятельности на основе различных форм участия работников, аспирантов и студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования в научных исследованиях и экспериментальных разработках посредством создания учебно-научных комплексов на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования, научных организаций академии наук, имеющих государственный статус, а также научных организаций министерства, иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Краснодарского края; поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники; концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники; стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности через систему экономических и иных льгот; развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности посредством создания системы краевых государственных научных центров и других структур; стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности; развитие международного научного и научно-технического сотрудничества. Статья 12. Полномочия органов государственной власти Краснодарского края в области формирования и реализации региональной научно-технической политики 1.К совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Краснодарского края относятся: формирование экономического механизма осуществления государственной научно-технической политики; организация научно-технического прогнозирования; размещение объектов научно-технического потенциала и создание инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности; формирование рынка научной и (или) научно-технической продукции Краснодарского края как составной части рынка научной и (или) научно-технической продукции Российской Федерации; формирование научно-технической базы научных организаций федерального значения, находящихся на территории Краснодарского края; разработка и реализация мер по социальной защите научных и научно-технических работников, в том числе их материальное обеспечение; формирование совместных фондов научного, научно-технического и технологического развития; международные научные связи. 2.К ведению органов исполнительной власти Краснодарского края относятся: участие в выработке и реализации государственной и научно-технической политики; определение приоритетных направлений развития науки и техники в Краснодарском крае; формирование научных и научно-технических программ и проектов Краснодарского края; финансирование научной и научно-технической деятельности за счет средств бюджета Краснодарского края; формирование органов управления в сфере научной и научно- технической деятельности Краснодарского края; управление государственными научными организациями краевого значения, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация; контроль за деятельностью государственных научных организаций федерального значения по вопросам, относящимся к полномочиям органов государственной власти Краснодарского края; создание условий для более эффективного использования имеющихся материальных и информационных ресурсов; формирование иных полномочий, не отнесенных федеральными законами к ведению органов государственной власти Российской Федерации. 3.По вопросам совместного ведения органы государственной власти Краснодарского края при осуществлении своих полномочий взаимодействуют с органами государственной власти Российской Федерации в форме: подготовки совместных предложений о совершенствовании организационно-экономического механизма научной и инновационной деятельности; участия представителей соответствующих органов государственной власти Краснодарского края в составах научных и координационных советов по проблемам науки и техники, научно-технических комиссий, экспертных и рабочих групп, создаваемых органами государственной власти Российской Федерации; взаимной передачи отдельных полномочий на координацию научно-технической деятельности, затрагивающей совместные интересы Российской Федерации и Краснодарского края; подготовки и реализации совместных мер по содержанию и развитию социальной сферы научных организаций. Статья 13. Порядок формирования региональной научно- технической политики Краснодарского края 1.Направления региональной научно-технической политики Краснодарского края на среднесрочный и долгосрочный периоды определяются администрацией Краснодарского края. 2.Законодательное Собрание Краснодарского края ежегодно в соответствии с предложениями администрации Краснодарского края определяет при утверждении краевого бюджета годовые объемы средств, выделяемых для выполнения региональных и краевых научно-технических проектов, программ и работ, объем финансирования научных организаций и размер средств, направляемых в краевые фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности, а также систему экономических льгот, стимулирующих этой деятельность. 3.Определение основных направлений региональной научно- технической политики Краснодарского края, научно-техническое прогнозирование, выбор приоритетных направлений развития науки и техники, разработка рекомендаций и предложений о реализации научных и научно-технических программ и проектов, об использовании достижений науки и техники осуществляются в условиях гласности, с использованием различных форм общественных обсуждений, экспертиз и конкурсов. 4.Региональная научно-техническая политика Краснодарского края формируется и проводится при взаимодействии органов государственной власти Краснодарского края и органов государственной власти Российской Федерации. Региональная научно-техническая политика Краснодарского края разрабатывается и реализуется органами государственной власти Краснодарского края с учетом единой государственной научно- технической политики в Российской Федерации и интересов края. 5.Органы государственной власти Краснодарского края содействуют сохранению высокого уровня научно-технического потенциала организаций, выпускающих продукцию оборонного назначения, и других организаций в условиях конверсии, оказывают экономическую, организационную, социальную и иную поддержку их научным коллективам. Статья 14. Организация и проведение экспертиз научной и научно-технической деятельности 1.Органы государственной власти Краснодарского края организуют проведение экспертиз научных и научно-технических программ и проектов, финансируемых за счет средств краевого бюджета. 2.Экспертиза проводится организациями, осуществляющими независимую экспертизу, другими организациями, а также экспертами с участием представителей организаций, финансирующих научную и (или) научно-техническую деятельность, при: выборе приоритетных направлений региональной научно- технической политики Краснодарского края, а также развития науки и техники; формировании научных и научно-технических программ и проектов; проведении конкурсов на участие в научных и научно-технических проектах, программах и работах, контроль за их осуществлением и использованием полученных научных и (или) научно- технических результатов в экономике Краснодарского края. 3.В экспертизе научной и (или) научно-технической деятельности не может участвовать специалист, имеющий личную заинтересованность в ее результатах. 4.По результатам экспертиз научных и научно-технических программ и проектов органы исполнительной власти Краснодарского края обязаны заблаговременно информировать население о безопасности, в том числе экологической, об экономической и о социальной значимости создаваемых производств и объектов, использующих достижения науки и техники. 5.В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Краснодарского края, в установленном порядке производится обязательная государственная экспертиза научно- технических программ и проектов. Статья 15. Финансирование научной и (или) научно-технической деятельности 1.Финансовое обеспечение научной и (или) научно-технической деятельности в Краснодарском крае основывается на его целевой ориентации и множественности источников финансирования. Финансирование этой деятельности осуществляется за счет средств федерального бюджета, краевого бюджета, внебюджетных источников (собственных или привлеченных средств хозяйствующих субъектов и их объединений, а также средств заказчиков работ), иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации и Краснодарского края. Средства на финансирование научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения выделяются из краевого бюджета в размере не менее одного процента расходной части бюджета. 2.Администрация Краснодарского края организует разработку и исполнение краевого бюджета в части расходов на научные исследования и экспериментальные разработки, определяет порядок создания краевых фондов поддержки научной и (или) научно- технической деятельности, утверждает распределение предусмотренных краевым бюджетом средств на эти цели между заказчиками краевых программ, научными организациями и указанными краевыми фондами. 3.Фундаментальные научные исследования финансируются преимущественно за счет средств федерального бюджета. В целях содействия инициативным проектам фундаментальных научных исследований, отбираемым на основе конкурса, в порядке, установленном администрацией Краснодарского края, создаются фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности. 4.Краевые научно-технические программы, приоритетные прикладные научные исследования и экспериментальные разработки финансируются за счет средств краевого бюджета, фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности и в порядке долевого участия за счет средств организаций, объединений, банков и других хозяйствующих субъектов. В порядке долевого участия могут финансироваться также научно-технические программы создания новой техники и технологии двойного применения. 5.Работы краевого значения финансируются за счет средств краевого бюджета, местных бюджетов, краевых и местных фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности в порядке долевого участия за счет средств организаций, объединений, банков и других хозяйствующих субъектов. Наиболее важные краевые научные и научно-технические программы и проекты, результаты осуществления которых могут быть использованы и в других регионах, могут финансироваться за счет средств федерального бюджета. Совместное использование средств, выделенных из федерального бюджета, краевого бюджета и местных бюджетов на финансирование научных исследований федерального значения, осуществляется на долевых началах по согласованию между соответствующими органами Российской Федерации, Краснодарского края и органами местного самоуправления. 6.Финансирование научной и научно-технической деятельности в крае осуществляется на основе сочетания финансовой поддержки научных организаций и целевого финансирования конкретных научных и научно-технических программ и проектов. 7.В Краснодарском крае действуют государственные, негосударственные и международные фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности. Государственные фонды поддержки научной и (или) научно- технической деятельности создаются органами государственной власти Краснодарского края в соответствии с законодательством Российской Федерации как некоммерческие организации, деятельность которых финансируется за счет средств соответствующего бюджета или иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Государственный фонд поддержки научной и (или) научно-технической деятельности является самоуправляемой организацией и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом фонда. Государственные фонды поддержки научной и (или) научнотехнической деятельности организуют независимую экспертизу научных и научно-технических программ и проектов, представляемых субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, и на основе конкурса выделяют средства на финансирование указанных программ и проектов. Государственные фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности ведут раздельный учет средств, выделяемых на реализацию деятельности, предусмотренной их уставами, и на иные цели. 8.В органах государственной власти Краснодарского края в установленном порядке могут создаваться внебюджетные фонды за счет относимых на себестоимость производимой продукции отчислений организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок. 9.Органы государственной власти Краснодарского края осуществляют контроль за расходованием средств, выделенных из краевого бюджета или внебюджетных фондов на научную и (или) научнотехническую деятельность, определяют формы и способы использования ее результатов. 10.Научная и (или) научно-техническая деятельность может осуществляться за счет грантов. Гранты передаются научным работникам, научным организациям, образовательным учреждениям высшего профессионального образования, другим юридическим лицам и гражданам. Получатели грантов распоряжаются ими в соответствии с законодательством Российской Федерации или, в случае их использования на территории иностранного государства, в соответствии с законодательством этого государства, а также на условиях, на которых эти гранты выделяются. Статья 16. Международное научное и научно-техническое сотрудничества Краснодарского края 1.Органы государственной власти Краснодарского края создают необходимые условия для международного научного и научно-технического сотрудничества. Субъект научной и (или) научно-технической деятельности вправе вступать в международные научные и научно-технические организации и объединения, участвовать в международных научных и научнотехнических программах и проектах, научных и научно-технических программах и проектах иностранных государств, заключать договоры (контракты) и иные соглашения с иностранными юридическими лицами на работу как в Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. На территории Краснодарского края в установленном порядке могут создаваться научные организации и научные центры с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. 2.Иностранные инвестиции в область науки и техники осуществляются в порядке и в формах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. 3.Краснодарский край поддерживает научное и научно-техническое сотрудничество с иностранными государствами на основе соответствующих международных договоров Российской Федерации, международных научных и научно-технических программ и проектов, а также содействует расширению научно-технического сотрудничества научных работников, научных и иных организаций. Органы государственной власти Краснодарского края, ' учитывая наличие высокоинтегрированного научно-технического потенциала Содружества Независимых Государств и других государств - бывших республик СССР, сложившиеся научно-технические связи, содействуют развитию научно-технического сотрудничества на основе многосторонних и двусторонних договоров с ними. 4.Органы государственной власти Краснодарского края осуществляют контроль за передачей научной и (или) научно-технической продукции за пределы территории Краснодарского края в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации и Краснодарского края. ГЛАВА 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 17. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Глава администрации Н.И.КОНДРАТЕНКО г. Краснодар 30 июня 1997 года N 93-КЗ