30 июня 1997 года                                       N 93-КЗ
   ------------------------------------------------------------------
                               З А К О Н
                  К Р А С Н О Д А Р С К О Г О  К Р А Я

             О НАУКЕ (НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) И РЕГИОНАЛЬНОЙ
            НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

                                                               Принят
                        Законодательным Собранием Краснодарского края
                                                    19 июня 1997 года

       Настоящий Закон регулирует отношения между субъектами  научной
   и (или) научно-технической деятельности, органами  государственной
   власти  и  потребителями  научной    и    (или) научно-технической
   продукции (работ, услуг) на территории Краснодарского края.

                        ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

       Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем  Законе

       В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
       научная    (научно-исследовательская) деятельность     (далее-
   научная деятельность) - деятельность, направленная на  получение и
   применение новых знаний, в том числе:
       - фундаментальные научные  исследования  -   экспериментальная
   или теоретическая деятельность, направленная  на  получение  новых
   знаний об основных закономерностях  строения,  функционирования  и
   развития человека, общества, окружающей природной среды;
       - прикладные научные исследования - исследования, направленные
   преимущественно на  применение  новых  знаний    для    достижения
   практических целей и решения конкретных задач;
       научно-техническая деятельность -  деятельность,  направленная
   на получение, применение новых знаний для решения технологических,
   инженерных,  экономических,  социальных,  гуманитарных   и    иных
   проблем,  обеспечения   функционирования    науки,    техники    и
   производства как единой системы;
       экспериментальные разработки  -  деятельность,  основанная  на
   знаниях,  приобретенных   в    результате    проведения    научных
   исследований или на основе практического опыта, и направленная  на
   сохранение жизни и здоровья человека, создание  новых  материалов,
   продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или  методов  и  их
   дальнейшее совершенствование;
       государственная научно-техническая политика - составная  часть
   государственной социально-экономической политики, которая выражает
   отношение государства к научной и научно-технической деятельности,
   определяет  цели,  направления,   формы    деятельности    органов
   государственной  власти  Российской  Федерации  в  области  науки,
   техники и реализации достижений науки и техники;
       региональная научно-техническая политика Краснодарского края -
   деятельность органов государственной власти  Краснодарского  края,
   осуществляемая  в  интересах  развития  науки    и    техники    в
   Краснодарском крае;
       научный  и  (или) научно-технический   результат  -    продукт
   научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий  новые
   знания или  решения  и  зафиксированный  на  любом  информационном
   носителе;
       научная и (или) научно-техническая продукция - научный и (или)
   научно-технический    результат,    в    том    числе    результат
   интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации;
       гранты - денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и
   безвозвратно  гражданам  и  юридическим  лицам,  в    том    числе
   иностранными гражданами  и  иностранными  юридическими  лицами,  а
   также  международными   организациями,  получившими    право    на
   предоставление  грантов  на  территории  Российской  Федерации   в
   установленном  Правительством  Российской  Федерации  порядке,  на
   проведение  конкретных  научных    исследований    на    условиях,
   предусмотренных грантодателями.

       Статья 2. Законодательство Краснодарского края о науке
                 (научной деятельности) и научно-технической политике

       Законодательство  Краснодарского  края  о    науке    (научной
   деятельности) и  научно-технической  политике    основывается   на
   Федеральном законе "О науке и  государственной  научно-технической
   политике" и принимаемых в  соответствии  с  ним  иных  нормативных
   правовых актах Российской Федерации и состоит из настоящего Закона
   и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов
   Краснодарского края.

          ГЛАВА 2. СУБЪЕКТЫ НАУЧНОЙ И (ИЛИ) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ
                              ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

       Статья 3. Общие положения субъектах научной и (или) научно-
                 технической деятельности

       1.Научная   и    (или) научно-техническая    деятельность    в
   Краснодарском  крае  осуществляется  в   порядке,    установленном
   Федеральным законом "О науке и государственной  научно-технической
   политике" и настоящим Законом,  физическими  лицами  -  гражданами
   Российской Федерации, а также иностранными гражданами, лицами  без
   гражданства  в  пределах  прав,  установленных   законодательством
   Российской Федерации и законодательством  Краснодарского  края,  и
   юридическими   лицами  при  условии,  если   научная    и    (или)
   научно-техническая деятельность  предусмотрена  их  учредительными
   документами.
       2.Органы  государственной  власти  Краснодарского    края    в
   соответствии с настоящим Законом:
       гарантируют  субъектам  научной  и  (или)   научно-технической
   деятельности свободу  творчества,  предоставляя  им  право  выбора
   направлений  и  методов  проведения   научных    исследований    и
   экспериментальных разработок;
       гарантируют  субъектам  научной  и  (или)   научно-технической
   деятельности защиту от недобросовестной конкуренции;
       признают  право на обоснованный риск в научной и (или) научно-
   технической деятельности;
       обеспечивают свободу доступа к  научной  и  научно-технической
   информации,    за    исключением    случаев,       предусмотренных
   законодательством    Российской    Федерации    в        отношении
   государственной, служебной или коммерческой тайны;
       гарантируют    подготовку,    повышение    квалификации      и
   переподготовку научных работников и  специалистов  государственных
   научных организаций;
       гарантируют   финансирование    проектов,    выполняемых    по
   государственным заказам на краевом уровне.

       Статья 4. Научный работник, специалист научной организации и
                 работник сферы научного обслуживания. Общественные
                 объединения научных работников

       1.Научным  работником  (исследователем)  является   гражданин,
   обладающий    необходимой    квалификацией    и    профессионально
   занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью.
       Правовые  основы  оценки  квалификации  научных  работников  и
   специалистов организации и критерии  этой  оценки  определяются  в
   порядке, устанавливаемом Правительством  Российской  Федерации,  и
   обеспечивается государственной системой аттестации.
       Результаты  аттестации  могут  быть  обжалованы  и    отменены
   вышестоящей аттестационной комиссией. В случаях нарушения  порядка
   или  критериев  оценки  квалификации    научных    работников    и
   специалистов научной организации результаты аттестации могут  быть
   обжалованы и отменены в судебном порядке.
       2.Специалистом  научной  организации    (инженерно-техническим
   работником) является гражданин, имеющий  среднее  профессиональное
   или высшее профессиональное образование и способствующий получению
   научного   и   (или)   научно-технического   результата   или  его
   реализации.
       3.Работником сферы научного обслуживания  является  гражданин,
   обеспечивающий  создание необходимых условий для научной  и  (или)
   научно-технической деятельности в научной организации.
       4.Научный работник имеет право на:
       признание  его  автором  научных  и  (или)  научно-технических
   результатов и подачу заявок на  изобретения  и  другие  результаты
   интеллектуально деятельности в  соответствии  с  законодательством
   Российской Федерации;
       получение  в  соответствии  с  законодательством    Российской
   Федерации доходов от реализации научных и (или) научно-технических
   результатов, автором которых он является;
       объективную оценку своей научной  и  (или)  научно-технической
   деятельности  и  получение  вознаграждений,   поощрений,    льгот,
   соответствующих его творческому вкладу;
       осуществление предпринимательской деятельности в области науки
   и техники, не запрещенной законодательством Российской Федерации;
       подачу заявок на участие в научных дискуссиях, конференциях  и
   симпозиумах и иных коллективных обсуждениях;
       участие в конкурсе на финансирование научных  исследований  за
   счет средств соответствующего бюджета, фондов поддержки научной  и
   (или) научно-технической  деятельности  и  иных  источников,    не
   запрещенных законодательством Российской Федерации;
       подачу заявок на участие в международном  научном  или научно-
   техническом сотрудничестве (стажировки,  командировки,  публикации
   научных  и  (или) научно-технических  результатов  за    пределами
   территории Российской Федерации);
       доступ к  информации  о  научных  и  (или)  научно-технических
   результатах,   если  она  не  содержит  сведений,  относящихся   к
   государственной, служебной или коммерческой тайне;
       публикацию    в    открытой    печати  научных и (или) научно-
   технических  результатов,  если  они   не    содержат    сведений,
   относящихся к государственной, служебной или коммерческой тайне;
       мотивированный  отказ  от  участия  в  научных  исследованиях,
   оказывающих  негативное  воздействие  на  человека,  общество    и
   окружающую природную среду;
       повышение научной квалификации.
       5.Научный работник обязан:
       осуществлять научную, научно-техническую деятельность и  (или)
   экспериментальные разработки, не нарушая права и свободы человека,
   не причиняя  вреда  его  жизни  и  здоровью,  а  также  окружающей
   природной среде;
       объективно осуществлять экспертизы представленных ему  научных
   и  научно-технических программ и проектов, научных и (или) научно-
   технических результатов и экспериментальных разработок.
       6.Научные работники  могут  заключать  договоры  и  совместной
   научной и (или) научно-технической деятельности в  соответствии  с
   законодательством Российской Федерации.
       7.Научные работники вправе создавать  на  добровольной  основе
   общественные объединения (в том числе научные,  научно-технические
   и научно-просветительские общества, общественные академии  наук) в
   порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об
   общественных объединениях.
       Общественные академии наук участвуют в координации  научной  и
   (или) научно-технической деятельности и действуют  в  соответствии
   со своими уставами и законодательством Российской Федерации.
       Органы государственной власти Российской  Федерации  и  органы
   государственной власти Краснодарского  края  могут  привлекать  на
   добровольной основе общественные объединения научных  работников к
   подготовке проектов решений в области науки и техники,  проведению
   экспертиз, а также на основе  конкурсов  к  выполнению  научных  и
   научно-технических программ  и  проектов,  финансируемых  за  счет
   средств соответствующего бюджета.

       Статья 5. Научная организация

       1.Научной  организацией  в  Краснодарском   крае    признается
   юридическое лицо независимо  от  организационно-правовой  формы  и
   формы собственности,  а  также  общественное  объединение  научных
   работников, осуществляющие в качестве  основной  научную  и  (или)
   научно-техническую деятельность, подготовку  научных  работников и
   действующие в соответствии с  учредительными  документами  научной
   организации.
       Научные организации подразделяются на научно-исследовательские
   организации,  научные  организации   образовательных    учреждений
   высшего  профессионального  образования,   опытно-конструкторские,
   проектно-конструкторские,    проектно-технологические    и    иные
   организации, осуществляющие  научную  и  (или)  научно-техническую
   деятельность.
       2.Администрация  Краснодарского  края   в    соответствии    с
   законодательством Российской Федерации и в  порядке,  определяемом
   Правительством Российской  Федерации,  организует  государственную
   аккредитацию  научных  организаций,  действующих  на    территории
   Краснодарского края,  и  выдает  им  сведения  о   государственной
   аккредитации.
       В соответствии с законодательством  Российской  Федерации  и в
   порядке,  определяемом  Правительством    Российской    Федерации,
   государственная аккредитация научной организации,  действующая  на
   территории  Краснодарского  края,  и  выдача    свидетельства    о
   государственной аккредитации могут быть произведены Правительством
   Российской Федерации.
       Свидетельство о государственной аккредитации выдается  научной
   организации, объем научной и (или) научно-технической деятельности
   которой составляет не менее  семидесяти  процентов  общего  объема
   выполняемых  указанной  организацией   работ    уставом    которой
   предусмотрен  ученый  (научный,  технический,  научно-технический)
   совет в качестве одного из органов управления.
       Свидетельство  о   государственной    аккредитации    является
   основанием для предоставления научной организации льгот на  уплату
   налогов, предусмотренных  налоговым  законодательством  Российской
   Федерации, и других льгот, установленных для  научных  организаций
   законодательством Российской Федерации и Краснодарского края.
       Научной    организации,   которая   имеет   уникальное опытно-
   экспериментальное оборудование, располагает научными работниками и
   специалистами  высокой  квалификации    и    научная    и    (или)
   научно-техническая  деятельность  которой  получила  международное
   признание, Правительство Российской  Федерации  может  присваивать
   статус государственного научного центра.
       Отказ в выдаче свидетельства  о  государственной  аккредитации
   научной организации не может являться препятствием к осуществлению
   научной и (или) научно-технической деятельности.
       3.Научная  организация  владеет,  пользуется  и  распоряжается
   имуществом,  передаваемым   ей  учредителями  для    осуществления
   деятельности, определенной учредительными документами.
       Порядок  владения,  пользования  и  распоряжения    имуществом
   научной  организации  определяется  законодательством   Российской
   Федерации.
       4.Научная организация обязана поддерживать  и  развивать  свою
   научно-исследовательскую    и    опытно-экспериментальную    базу,
   обновлять производственные фонды.
       5.Научная    организация     осуществляет   научное  и научно-
   техническое сотрудничество с иностранными  юридическими  лицами  и
   внешнеэкономическую    деятельность    в     соответствии        с
   законодательством Российской Федерации и международными договорами
   Российской  Федерации,  а  также  с   учетом    международных    и
   внешнеэкономических связей Краснодарского края.
       6.Научная    организация    создается,    реорганизуется     и
   ликвидируется  в  порядке,    предусмотренном    законодательством
   Российской Федерации.
       При реорганизации государственной научной  организации  должно
   обеспечиваться  сохранение  технологического  единства  научной  и
   (или) научно-технической деятельности. Не допускается выделение из
   состава   указанной    научной   организации     опытного, опытно-
   экспериментального,   опытно-учебного,    опытно-фармацевтического
   производства и лечебных баз.
       Органы исполнительной власти Краснодарского  края,  учредившие
   государственную  научную организацию,  могут выделять средства  на
   возобновление,  капитальный  и  текущий  ремонт  имущества  данной
   организации и при недостаточности  средств  у  данной  организации
   несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в  случае,
   если  государственная  научная  организация  создана    в    форме
   учреждения  или  унитарного  предприятия,  основанных  на    праве
   оперативного управления.
       7.За государственными научными  организациями  закрепляются  в
   бессрочное безвозмездное пользование земельные участки, выделенные
   в установленном порядке.

       Статья 6. Академия наук в Краснодарском крае

       1.Кубанская  академия  наук   создается,    реорганизуется   и
   ликвидируется законом края по  представлению  главы  администрации
   Краснодарского края.
       Структура Кубанской  академии  наук,  порядок  деятельности  и
   финансирования определяются ее уставом.
       2.За Кубанской академией наук,  ее  научными  организациями  и
   организациями научного обслуживания и социальной сферы могут  быть
   закреплены  в  бессрочное  безвозмездное  пользование    земельные
   участки, выделяемые в соответствии с установленным в Краснодарском
   крае порядком.

         ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯМ И ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАУЧНОЙ
                И (ИЛИ) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

       Статья 7. Управление научной и (или) научно-технической
                 деятельностью

       1.Управление научной и (или) научно-технической  деятельностью
   в Краснодарском крае осуществляется на основе  сочетания принципов
   государственного регулирования и самоуправления.
       2.Органы государственной власти Краснодарского  края,  научные
   организации и организации научного обслуживания и социальной сферы
   в  пределах   своих    полномочий    определяют    соответствующие
   приоритетные направления развития науки  и  техники,  обеспечивают
   формирование   системы    научных    организаций,    осуществление
   межотраслевой  координации  научной  и  (или)   научно-технической
   деятельности, разработку и реализацию научных и научно-технических
   программ  и  проектов,  развитие  форм    интеграции    науки    и
   производства, реализацию достижений науки и техники.
       3.Управление научной и (или) научно-технической  деятельностью
   осуществляется в пределах, не нарушающих научного творчества.
       Органы    государственной    власти    Краснодарского    края,
   утверждающие государственные научные организации:
       утверждают уставы государственных научных организаций;
       осуществляют   контроль  за  эффективным   использованием    и
   сохранностью предоставленного государственным научным организациям
   имущества;
       осуществляют другие функции в пределах их полномочий.
       Руководители  государственных научных  организаций  и  научных
   организаций Кубанской академии  наук,  а  также  негосударственных
   научных организаций  назначаются  (избираются)  в  соответствии  с
   законодательством и в порядке, предусмотренном их уставами.
       4.Ученые   советы    государственных    научных    организаций
   разрабатывают  и  утверждают  планы  научных  работ  и    развития
   государственных  научных    организаций    гласно,    исходя    из
   государственных  заданий  Российской  Федерации  и  Краснодарского
   края, профиля государственных научных организаций,  их  научных  и
   экономических интересов.

       Статья 8. Договоры (контракты) на создание, передачу и
                 использование научной и (или) научно-технической
                 продукции

       1.Основной  правовой   формой    отношений    между    научной
   организацией, заказчиком и иными  потребителями  научной  и  (или)
   научно-технической продукции, в том числе органами  исполнительной
   власти  Краснодарского  края,  являются  договоры  (контракты)  на
   создание,  передачу    и    использование    научной    и    (или)
   научно-технической      продукции,        оказание        научных,
   научно-технических, инженерно-консультационных  и  иных  услуг,  а
   также других договоры, в том числе договоры о совместной научной и
   (или) научно-технической деятельности и распределении прибыли.
       2.На  основе  указанных  договоров  (контрактов)   выполняются
   научные  исследования  и    экспериментальные    разработки    для
   государственных нужд Краснодарского края. В этих случаях  договоры
   (контракты)    заключаются    между    государственным     органам
   Краснодарского края - заказчиком и  организацией  -  исполнителем.
   Органы  исполнительной  власти  Краснодарского  края,   учредившие
   государственные  научные  организации,  вправе  устанавливать  для
   государственных научных организаций  обязательный  государственный
   заказ  на  выполнение  научных  исследований  и  экспериментальных
   разработок.
       3.Условия владения,  пользования  и  распоряжения  научными  и
   (или)    научно-техническими      результатами        определяются
   законодательством Российской Федерации, а также не противоречащими
   ему договорами (контрактами) сторон - субъектов  научной  и  (или)
   научно-технической деятельности и  потребителей  научной  и  (или)
   научно-технической продукции.

       Статья 9. Информационное  обеспечение  научной и (или)
                 научно-технической деятельности

       1.Субъекты  научной  и  (или) научно-технической  деятельности
   имеют право  на  обмен  информацией,  за  исключением  информации,
   содержащей сведения, относящиеся к государственной, служебной  или
   коммерческой тайне.
       2.Администрация  Краснодарского  края  обеспечивает   создание
   краевых информационных фондов и систем в области науки  и техники,
   осуществляющих сбор,  государственную  регистрацию,  аналитическую
   обработку,  хранение  и  доведение  до  потребителей  научной    и
   технической информации, содействует научной  и  научно-технической
   продукции, приобретению  научных  журналов,  книг,  иных  печатных
   изданий  о  научных  и  (или) научно-технических  результатах   за
   пределами территории Краснодарского края.
       Администрация  Краснодарского  края   гарантирует    субъектам
   научной  и  (или) научно-технической   деятельности    доступ    к
   указанной информации, право на ее приобретение и  обеспечивает  им
   доступ в международные информационные фонды  и системы  в  области
   науки и техники.
       3.В случае ликвидации государственных научных организаций, при
   которых функционируют банки данных и базы данных научной  и  (или)
   научно-технической    информации,    обеспечиваются    сохранность
   указанных банков данных и баз данных и передача их правопреемникам
   в установленном порядке.

       Статья 10. Ограничение и лицензирование отдельных видов
                  научной и (или) научно-технической деятельности

       Администрация Краснодарского края вправе:
       устанавливать  порядок  проведения  научных  исследований    и
   использования  научных  и  (или) научно-технических   результатов,
   которые могут создать  угрозу  безопасности  Краснодарского  края,
   здоровью граждан, окружающей природной среде;
       лицензировать     отдельные    виды    научной и (или) научно-
   технической  деятельности  в  соответствии  с    законодательством
   Российской Федерации и Краснодарского края;
       вводить  в  предусмотренных    законодательством    Российской
   Федерации и  Краснодарского  края  случаях  ограничения  на  право
   использования  отдельных  научных  и   (или)    научно-технических
   результатов,  распространения  на  них  режим     секретности    и
   осуществляя надзор за его соблюдением;
       вводить  сертификационные  и  метрологические  требования    в
   отдельным видам научной и (или)  научно-технической деятельности в
   соответствии с законодательством Российской Федерации.

            Глава 4. ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ
            НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

       Статья 11. Основные цели и принципы региональной научно-
                  технической политики Краснодарского края

       1.Основными целями  региональной  научно-технической  политики
   Краснодарского края являются  развитие, рациональное размещение  и
   эффективное    использование    научно-технического    потенциала,
   увеличение  вклада  науки  и  техники   в    развитие    экономики
   государства и Краснодарского  края,  реализацию  важнейших  задач,
   обеспечение прогрессивных  структурных  преобразований  в  области
   материального производства,  повышение   его    эффективности    и
   конкурентоспособности    продукции,    улучшение     экологической
   обстановки и защиты информационных ресурсов  государства  и  края,
   укрепление обороноспособности государства и безопасности личности,
   общества    и    государства,   упрочнение   взаимосвязи науки   и
   образования.
       2.Региональная научно-техническая политика Краснодарского края
   осуществляется исходя из следующих основных принципов:
       признание  науки  социально значимой  отраслью,   определяющей
   уровень развития производственных сил государства и Краснодарского
   края;
       гласность  и   использование  различных   форм    общественных
   обсуждений при выборе приоритетных направлений  развития  науки  и
   техники и  экспертизе  научных  и  научно-технических  программ  и
   проектов, реализация которых осуществляется на основе конкурсов;
       гарантии  приоритетного  развития   фундаментальных    научных
   исследований;
       интеграция  научной,  научно-технической  и    образовательной
   деятельности  на  основе  различных  форм   участия    работников,
   аспирантов  и  студентов  образовательных    учреждений    высшего
   профессионального  образования  в    научных    исследованиях    и
   экспериментальных разработках посредством создания  учебно-научных
   комплексов  на    базе    образовательных    учреждений    высшего
   профессионального образования, научных организаций академии  наук,
   имеющих  государственный  статус,  а  также  научных   организаций
   министерства, иных  федеральных  органов  исполнительной  власти и
   органов исполнительной власти Краснодарского края;
       поддержка конкуренции  и  предпринимательской  деятельности  в
   области науки и техники;
       концентрация ресурсов на  приоритетных  направлениях  развития
   науки и техники;
       стимулирование  научной,  научно-технической  и  инновационной
   деятельности через систему экономических и иных льгот;
       развитие  научной,    научно-технической    и    инновационной
   деятельности посредством создания системы краевых  государственных
   научных центров и других структур;
       стимулирование научной,  научно-технической   и  инновационной
   деятельности;
       развитие  международного   научного    и   научно-технического
   сотрудничества.

       Статья 12. Полномочия органов государственной власти
                  Краснодарского края в области формирования и
                  реализации региональной научно-технической
                  политики

       1.К  совместному  ведению  органов   государственной    власти
   Российской  Федерации    и    органов    государственной    власти
   Краснодарского края относятся:
       формирование    экономического    механизма      осуществления
   государственной научно-технической политики;
       организация научно-технического прогнозирования;
       размещение объектов научно-технического потенциала и  создание
   инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности;
       формирование  рынка   научной    и    (или) научно-технической
   продукции Краснодарского края как составной части рынка научной  и
   (или) научно-технической продукции Российской Федерации;
       формирование научно-технической  базы   научных    организаций
   федерального значения, находящихся  на  территории  Краснодарского
   края;
       разработка и реализация мер по  социальной  защите  научных  и
   научно-технических работников, в  том  числе    их    материальное
   обеспечение;
       формирование совместных фондов научного, научно-технического и
   технологического развития;
       международные научные связи.
       2.К ведению органов исполнительной власти Краснодарского  края
   относятся:
       участие  в  выработке  и    реализации    государственной    и
   научно-технической политики;
       определение приоритетных направлений развития науки и  техники
   в Краснодарском крае;
       формирование  научных и научно-технических программ и проектов
   Краснодарского края;
       финансирование научной и  научно-технической  деятельности  за
   счет средств бюджета Краснодарского края;
       формирование    органов   управления в сфере научной и научно-
   технической деятельности Краснодарского края;
       управление государственными  научными  организациями  краевого
   значения, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация;
       контроль за деятельностью государственных  научных организаций
   федерального  значения  по  вопросам,  относящимся  к  полномочиям
   органов государственной власти Краснодарского края;
       создание  условий  для  более    эффективного    использования
   имеющихся материальных и информационных ресурсов;
       формирование  иных  полномочий,  не  отнесенных   федеральными
   законами  к  ведению  органов  государственной  власти  Российской
   Федерации.
       3.По  вопросам  совместного  ведения  органы   государственной
   власти  Краснодарского края  при  осуществлении  своих  полномочий
   взаимодействуют  с  органами  государственной  власти   Российской
   Федерации в форме:
       подготовки  совместных   предложений    о    совершенствовании
   организационно-экономического механизма  научной  и  инновационной
   деятельности;
       участия представителей соответствующих органов государственной
   власти Краснодарского  края в составах научных  и  координационных
   советов по проблемам науки и техники, научно-технических комиссий,
   экспертных и рабочих групп, создаваемых  органами  государственной
   власти Российской Федерации;
       взаимной  передачи  отдельных  полномочий    на    координацию
   научно-технической деятельности, затрагивающей совместные интересы
   Российской Федерации и Краснодарского края;
       подготовки  и  реализации   совместных  мер  по  содержанию  и
   развитию социальной сферы научных организаций.

       Статья 13. Порядок формирования региональной научно-
                  технической политики Краснодарского края

       1.Направления   региональной    научно-технической    политики
   Краснодарского  края  на  среднесрочный  и  долгосрочный   периоды
   определяются администрацией Краснодарского края.
       2.Законодательное  Собрание  Краснодарского  края  ежегодно  в
   соответствии с  предложениями  администрации  Краснодарского  края
   определяет  при  утверждении  краевого  бюджета  годовые    объемы
   средств,  выделяемых  для  выполнения  региональных   и    краевых
   научно-технических   проектов,    программ    и    работ,    объем
   финансирования научных организаций и размер средств,  направляемых
   в краевые  фонды  поддержки  научной  и  (или)  научно-технической
   деятельности, а также систему экономических  льгот,  стимулирующих
   этой деятельность.
       3.Определение   основных   направлений   региональной  научно-
   технической  политики  Краснодарского   края,   научно-техническое
   прогнозирование, выбор приоритетных направлений развития  науки  и
   техники,  разработка  рекомендаций  и  предложений  о   реализации
   научных и научно-технических программ и проектов, об использовании
   достижений науки и техники осуществляются в условиях  гласности, с
   использованием различных форм общественных обсуждений, экспертиз и
   конкурсов.
       4.Региональная научно-техническая политика Краснодарского края
   формируется    и    проводится    при    взаимодействии    органов
   государственной   власти    Краснодарского    края    и    органов
   государственной власти Российской Федерации.
       Региональная научно-техническая политика  Краснодарского  края
   разрабатывается  и  реализуется  органами  государственной  власти
   Краснодарского   края   с   учетом  единой государственной научно-
   технической политики в Российской Федерации и интересов края.
       5.Органы   государственной    власти    Краснодарского    края
   содействуют   сохранению  высокого   уровня    научно-технического
   потенциала  организаций,    выпускающих    продукцию    оборонного
   назначения, и других организаций в  условиях  конверсии, оказывают
   экономическую, организационную, социальную  и  иную  поддержку  их
   научным коллективам.

       Статья 14. Организация и проведение экспертиз научной и
                  научно-технической деятельности

       1.Органы государственной власти Краснодарского края организуют
   проведение  экспертиз  научных  и  научно-технических  программ  и
   проектов, финансируемых за счет средств краевого бюджета.
       2.Экспертиза   проводится    организациями,    осуществляющими
   независимую экспертизу, другими организациями, а также  экспертами
   с участием представителей  организаций,  финансирующих  научную  и
   (или) научно-техническую деятельность, при:
       выборе    приоритетных    направлений    региональной  научно-
   технической политики Краснодарского края, а также развития науки и
   техники;
       формировании научных и научно-технических программ и проектов;
       проведении   конкурсов     на     участие    в    научных    и
   научно-технических проектах, программах и работах,  контроль за их
   осуществлением и использованием полученных научных и (или) научно-
   технических результатов в экономике Краснодарского края.
       3.В экспертизе научной и (или) научно-технической деятельности
   не может участвовать специалист, имеющий личную заинтересованность
   в ее результатах.
       4.По  результатам  экспертиз  научных  и    научно-технических
   программ и проектов органы  исполнительной  власти  Краснодарского
   края  обязаны   заблаговременно    информировать    население    о
   безопасности, в том  числе  экологической,  об  экономической  и о
   социальной  значимости  создаваемых  производств    и    объектов,
   использующих достижения науки и техники.
       5.В  случаях,  предусмотренных  законодательством   Российской
   Федерации  и  Краснодарского  края,  в    установленном    порядке
   производится   обязательная   государственная   экспертиза научно-
   технических программ и проектов.

       Статья 15. Финансирование научной и (или) научно-технической
                  деятельности

       1.Финансовое обеспечение научной  и  (или)  научно-технической
   деятельности в Краснодарском  крае  основывается  на  его  целевой
   ориентации   и    множественности    источников    финансирования.
   Финансирование этой деятельности осуществляется  за  счет  средств
   федерального бюджета, краевого  бюджета,  внебюджетных  источников
   (собственных или привлеченных средств хозяйствующих субъектов и их
   объединений, а также средств заказчиков работ), иных  источников в
   соответствии  с  законодательством    Российской    Федерации    и
   Краснодарского края.
       Средства  на    финансирование    научных    исследований    и
   экспериментальных разработок гражданского назначения выделяются из
   краевого бюджета в размере  не  менее  одного  процента  расходной
   части бюджета.
       2.Администрация Краснодарского края  организует  разработку  и
   исполнение  краевого  бюджета  в  части  расходов    на    научные
   исследования и экспериментальные  разработки,  определяет  порядок
   создания   краевых   фондов   поддержки   научной  и (или) научно-
   технической деятельности, утверждает распределение предусмотренных
   краевым бюджетом средств на эти  цели  между  заказчиками  краевых
   программ, научными организациями и указанными краевыми фондами.
       3.Фундаментальные научные    исследования        финансируются
   преимущественно за счет  средств  федерального  бюджета.  В  целях
   содействия  инициативным    проектам    фундаментальных    научных
   исследований,  отбираемым  на  основе   конкурса,    в    порядке,
   установленном администрацией Краснодарского края, создаются  фонды
   поддержки научной и (или) научно-технической деятельности.
       4.Краевые    научно-технические    программы,     приоритетные
   прикладные научные  исследования  и  экспериментальные  разработки
   финансируются за счет средств краевого бюджета, фондов   поддержки
   научной  и  (или) научно-технической  деятельности  и  в   порядке
   долевого  участия  за  счет  средств  организаций,    объединений,
   банков  и  других  хозяйствующих  субъектов.  В  порядке  долевого
   участия могут финансироваться  также научно-технические  программы
   создания новой техники и технологии двойного применения.
       5.Работы  краевого  значения  финансируются  за  счет  средств
   краевого бюджета,  местных  бюджетов,  краевых  и  местных  фондов
   поддержки  научной  и  (или) научно-технической  деятельности    в
   порядке долевого участия за счет средств организаций, объединений,
   банков и других хозяйствующих субъектов.
       Наиболее важные краевые научные и научно-технические программы
   и  проекты,  результаты  осуществления    которых    могут    быть
   использованы и в других регионах, могут  финансироваться  за  счет
   средств федерального бюджета.
       Совместное использование средств, выделенных  из  федерального
   бюджета, краевого бюджета и  местных  бюджетов  на  финансирование
   научных  исследований  федерального  значения,  осуществляется  на
   долевых началах по согласованию  между  соответствующими  органами
   Российской Федерации,  Краснодарского  края  и  органами  местного
   самоуправления.
       6.Финансирование научной и научно-технической  деятельности  в
   крае осуществляется   на  основе  сочетания  финансовой  поддержки
   научных организаций и целевого финансирования конкретных научных и
   научно-технических программ и проектов.
       7.В    Краснодарском    крае    действуют     государственные,
   негосударственные и международные фонды поддержки научной и  (или)
   научно-технической деятельности.
       Государственные   фонды   поддержки   научной  и (или) научно-
   технической деятельности создаются органами государственной власти
   Краснодарского края в соответствии с  законодательством Российской
   Федерации как  некоммерческие  организации,  деятельность  которых
   финансируется за счет средств соответствующего  бюджета  или  иных
   источников,   не    запрещенных    законодательством    Российской
   Федерации.  Государственный  фонд  поддержки  научной   и    (или)
   научно-технической    деятельности    является     самоуправляемой
   организацией и осуществляет свою  деятельность  в  соответствии  с
   законодательством Российской Федерации и уставом фонда.
       Государственные     фонды   поддержки    научной    и    (или)
   научнотехнической деятельности организуют  независимую  экспертизу
   научных и научно-технических программ и  проектов,  представляемых
   субъектами научной и (или) научно-технической деятельности,  и  на
   основе конкурса  выделяют  средства  на  финансирование  указанных
   программ и проектов. Государственные  фонды  поддержки  научной  и
   (или)  научно-технической  деятельности  ведут  раздельный    учет
   средств, выделяемых на реализацию деятельности, предусмотренной их
   уставами, и на иные цели.
       8.В  органах  государственной  власти  Краснодарского  края  в
   установленном порядке могут создаваться внебюджетные фонды за счет
   относимых  на  себестоимость  производимой  продукции   отчислений
   организаций  для    финансирования    научных    исследований    и
   экспериментальных разработок.
       9.Органы   государственной    власти    Краснодарского    края
   осуществляют контроль  за  расходованием  средств,  выделенных  из
   краевого бюджета  или  внебюджетных  фондов  на  научную  и  (или)
   научнотехническую  деятельность,  определяют  формы   и    способы
   использования ее результатов.
       10.Научная  и  (или) научно-техническая  деятельность    может
   осуществляться за счет грантов.
       Гранты передаются  научным  работникам,  научным  организациям,
   образовательным учреждениям высшего профессионального образования,
   другим юридическим лицам и гражданам.
       Получатели  грантов  распоряжаются  ими  в   соответствии    с
   законодательством  Российской  Федерации  или,   в    случае    их
   использования  на  территории    иностранного    государства,    в
   соответствии с законодательством этого  государства,  а  также  на
   условиях, на которых эти гранты выделяются.

       Статья 16. Международное научное и научно-техническое
                  сотрудничества Краснодарского края

       1.Органы государственной власти  Краснодарского  края  создают
   необходимые    условия    для    международного    научного      и
   научно-технического сотрудничества.
       Субъект научной и (или) научно-технической деятельности вправе
   вступать в международные научные и научно-технические  организации
   и  объединения,  участвовать    в    международных    научных    и
   научнотехнических    программах    и    проектах,    научных     и
   научно-технических программах и проектах  иностранных  государств,
   заключать договоры (контракты) и иные  соглашения  с  иностранными
   юридическими лицами на работу как в Российской Федерации, так и за
   пределами территории Российской Федерации в порядке, установленном
   законодательством Российской Федерации.
       На территории  Краснодарского  края  в  установленном  порядке
   могут создаваться научные организации и научные центры с  участием
   иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических
   лиц.
       2.Иностранные  инвестиции  в  область    науки    и    техники
   осуществляются  в  порядке  и  в  формах,  которые   предусмотрены
   законодательством Российской Федерации.
       3.Краснодарский край поддерживает научное и научно-техническое
   сотрудничество  с    иностранными    государствами    на    основе
   соответствующих  международных  договоров  Российской   Федерации,
   международных научных и научно-технических программ и проектов,  а
   также содействует  расширению  научно-технического  сотрудничества
   научных работников, научных и иных организаций.
       Органы государственной власти Краснодарского края, '  учитывая
   наличие  высокоинтегрированного  научно-технического    потенциала
   Содружества Независимых Государств и других  государств  -  бывших
   республик СССР, сложившиеся научно-технические связи,  содействуют
   развитию    научно-технического    сотрудничества    на     основе
   многосторонних и двусторонних договоров с ними.
       4.Органы   государственной    власти    Краснодарского    края
   осуществляют  контроль    за    передачей    научной    и    (или)
   научно-технической продукции за пределы территории  Краснодарского
   края  в  порядке,  устанавливаемом  законодательством   Российской
   Федерации и Краснодарского края.

                   ГЛАВА 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

       Статья 17. Вступление в силу настоящего Закона

       Настоящий Закон  вступает  в  силу  со  дня  его  официального
   опубликования.

                                                  Глава администрации
                                                      Н.И.КОНДРАТЕНКО

   г. Краснодар
   30 июня 1997 года
   N 93-КЗ